Жестокое обращение

Психологические аспекты работы с детьми, подвергшимися жестокому обращению: профилактика и реабилитация.

Фатина Екатерина Александровна,  психолог высшей категории отделения помощи семье и детям (очное и заочное консультирование), ГКУСО МО «Коломенский  социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних», Московская область, г. Коломна.

Жестокое обращение по отношению к ребенку по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам, а в случае сексуального насилия приводит, как правило, к посттравматическому синдрому. Большинство детей, попадающих в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних  и приюты, непосредственно сталкивались в своей жизни с насилием или жестоким обращением и переживали его последствия. Этих детей не столько избивали (хотя многих из них физически наказывали), сколько не кормили, не водили в школу, не уделяли внимания, не заботились, не любили.

Цель данной работы:  профилактика и психопросвещение в работе с семьей. Насилие в семье – актуальная проблема современного общества.

Насилие существует во всех социальных уровнях  вне зависимости от образования и дохода семьи.

Основная причина жестокого обращения с детьми - внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.

Если физическое насилие имело место, с каждым разом оно повторяется чаще, жестокость нарастает.

В 2012 году из 180 семей, состоящих на социальном патронаже в учреждении, в 4 семьях (6 детей) были замечены случаи, где родители по отношению к своим детям проявили жестокое обращение. Из 3 семей дети были отобраны и помещены в ГКУСО МО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» до определения статуса ребенка. 4 матери были привлечены к уголовной ответственности по ст.156 УК РФ.

В 2013 году в 1 семье (2 детей), в которой мать проявила жестокое обращение по отношению к своим несовершеннолетним детям. Дело находится в производстве. Дети были отобраны и помещены в ГКУСО МО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» до определения статуса ребенка.

В 2014 году -  6 семей. В 4 семьях родители привлечены к уголовной ответственности по ст. ст.156 УК РФ. Также родителей привлекали к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ. В 2 семьях вина родителей не доказана. Но привлечены к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ.

Факторы, провоцирующие жестокость в детско-родительских отношениях.

Семья

  • Малообеспеченная, неполная или многодетная семья, семья с приемными детьми, наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близких, супружеские конфликты, чрезмерная занятость взрослых, специфические культурные или религиозные факторы.
  • Юные родители (17 лет и младше).
  • Низкий уровень образования родителей и недостаток знаний в области воспитания детей.
  • Статус беженцев в результате межнациональных конфликтов.

Родители

  • Психические заболевания, частые критические состояния (попытки суицида, нервные срывы), умственная отсталость, недостаточный самоконтроль или импульсивность.
  • Наличие в прошлом случаев жестокого обращения с детьми, привлечения к уголовной ответственности за половые преступления.
  • Родители, подвергшиеся в  детстве жестокому отношению или лишенные родительских прав.
  • Нежеланный, нелюбимый ребенок.
  • Наличие у ребенка физических и умственных недостатков (недоношенность при рождении и низкая масса тела. Врожденные уродства или сходство с нелюбимым родственником)
  • Нарушения в поведении ребенка, гиперактивность, «трудный ребенок», высокоодаренный или талантливый ребенок.

Основные принципы работы с ребенком – жертвой жестокого обращения и насилия:

1. Соблюдение прав ребенка.

2. Приоритет интересов ребенка.

3. Обеспечение безопасности.

4. Тщательный анализ полученной информации.

5. Конфиденциальность.

6. Командный принцип работы.

7. Использование и применение власти.

Алгоритм выявления и предотвращения жестокого обращения с детьми в семьях:

  • Запрос.
  • МБДОУ, МБОУ СОШ, личные обращения, КДН, и ЗП, ОУУП и ПДН, Прокуратура, учреждения здравоохранения и т.д.
  • Выявление  неблагополучия (факторов насилия и жестокого обращения с детьми в семье).
  • Диагностика семейного неблагополучия.
  • Анализ проблем семьи.
  • Предварительное устное соглашение с семьей о совместных действиях по разрешению возникших проблем.
  • Консилиум (определение приоритетности дальнейших диагностических, коррекционных и реабилитационныхмероприятий).
  • Постановка семьи на патронаж.

Регистрация семьи в базе данных

  • Работа с семьей (комплексное сопровождение)
  • В случаях отобрания детей из семьи, где жестоко обращаются с ними, несовершеннолетние направляются  на социальное обслуживание и реабилитацию в стационарное и дневное отделение ГКУСО МО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»
  • Взаимодействие с КДН, ОДН, ОУУП и ПДН, органы опеки и попечительства, МБОУ СОШ, МБДОУ, Коломенская городская детская больница и т.д.)
  • Оценка результатов (социально-педагогическое анкетирование и тестирование родителей и детей на  наличие (отсутствие) признаков жестокого обращения в семье)
  • Планирование дальнейших действий

Технологии работы с детьми - жертвами насилия.

Технология – это система работы, включающая диагностику, психологическую помощь, психокоррекцию, реабилитацию.

Предполагает:

  • работу с ребенком и родителями;
  • диагностику последствий насилия и личностных особенностей;
  • разработку и внедрение психокоррекционных программ;
  • повторную диагностику и оценку состояния ребенка (мониторинг);
  • сопровождение детей и их семей.

Ранняя травма – это то, что произошло с нами, когда мы были детьми

У ранней психологической травматизации есть свои законы:

  1. Она всегда неожиданна, к ней нельзя подготовиться, она застает врасплох.
  2. В момент травмы ребенок внезапно теряет контроль над ситуацией, потому что вся власть и контроль в это время у взрослого.
  3. Детская травма меняет мир.
  4. В последующей жизни такого человека постоянно происходит ретравматизация.
  5. Травмированные дети, уже вырастая, не могут себе позволить быть счастливыми.
  6. Травма – это не всегда одно ключевое событие, это может быть постоянное психологическое давление на ребенка, попытка его переделать, критика, ощущение ненужности родителям, постоянное чувство вины за то, что он есть.

«Чем более ранняя травма, тем труднее процесс излечения.

Направления деятельности:

  1. Работа с ребенком (диагностика, психокоррекция, реабилитация, правовая поддержка, сопровождение).
  2. Работа с семьей (диагностика, психокоррекция, правовая поддержка, сопровождение).
  3. Работа со специалистами разного профиля (семинары, тренинги, мастер-классы и др.)
  4. Научно-методическая работа (разработка программ и методических материалов по проблеме)
  5. Профилактическая работа (дети, родители, специалисты)

                       

 Первичное интервью с ребенком (ПИР)
Цель:   
определение проблемы ребенка и объема помощи
Задачи:
1. выяснить мнение ребенка о сущности проблемы (есть ли различия в понимании проблемы);
2. собрать информацию по проблеме;
3. выяснить,  кому ребенок доверяет;
4. предварительная оценка психологического состояния ребенка;
5. оценка степени опасности / безопасности для ребенка;
6. решение проблемы с точки зрения ребенка;
7. анализ полученной информации и составление плана следующей встречи
Структура ПИР (структура интервью, его полнота может меняться в зависимости от возраста ребенка, его готовности к сотрудничеству)

Этапы интервью

Примечания

Представление друг другу

  •  попросить ребенка назвать свое имя, фамилию, возраст, день рождения;
  •  представить себя    (И.О.,  рассказать о своей роли в центре доступными для ребенка словами)

Нейтральные вопросы типа: сколько лет, с кем живет, как зовут родителей и т.д.,  что позволит   ребенку расслабиться,  освоиться  в незнакомом  месте

Постепенное вовлечение в обсуждение проблемы:

  •  попросить рассказать о семье, взаимоотношениях между членами семьи;
  •  выявить члена семьи или другое лицо,  кому  ребенок доверяет;
  •  как ребенок социализируется  (детский  сад,  школа, наличие друзей,  интересы  и  т.п.)

Отношения с ребенком строятся с учетом его возраста: маленькому ребенку предложить игрушки,  либо что-то нарисовать.

Для подростков - работа с генограммой, «круги  отношений»  и  др.

Информация о причине обращения:

  •  знает ли ребенок, куда он пришел и  почему;
  •  попросить ребенка рассказать о случившемся или о том, что его беспокоит;
  •  задать уточняющие вопросы:   как   долго длилось травмирующее событие, кому ребенок рассказал, какая была реакция взрослых на рассказ и т. д.

Следует задавать открытые не наводящие вопросы, нельзя начинать с вопросов типа: «Тебя папа бил?». Вопросы должны быть простыми и короткими. Для маленького ребенка воспроизвести травмирующее событие поможет игра, рисунок, куклы и пр.

Следить за своей реакцией на рассказ ребенка (исключить брезгливость, ужас, недоверие). Тщательно зафиксировать рассказ ребенка, используя его слова и выражения. Уважать пожелание ребенка не передавать его рассказ родителям.

Оценить ситуацию и психоэмоциональное состояние ребенка для решения вопроса его безопасности

Отмечать реакции ребенка, наблюдая за его поведением, эмоциональными, вегетативными проявлениями. Возможно проведение терапевтических мероприятий, например, релаксации

Заключительная часть:

  •  оказать ребенку поддержку, похвалить его за смелость, успокоить;
  •  рассказать ребенку, что вы будете делать с полученной информацией.

Можно закончить интервью, отведя ребенка к родителю, назначить следующую встречу и отметить позитивные моменты проведенного интервью

Предварительная оценка полученной информации и планирование дальнейшей работы

Самое главное - оценить внешнюю и внутреннюю безопасность для ребенка.

Сравнить рассказ ребенка и взрослого.

В гневе родители словно теряют рассудок: обращаются с детьми как со своими врагами, оскорбляют, кричат. Когда вспышка ярости проходит, родители осознают свою вину  и обещают себе, что этого никогда больше не повторится. Очень часто поступают запросы, как справиться с негативными эмоциями?

Родители говорят: «Последнее время часто срываюсь на сына, потом сожалею, испытываю чувство вины, но не знаю, что с этим делать?»

Нужно понимать, что гнев – это нормальная реакция, чаще всего на то, что произошло до этого. И когда мы говорим себе: «Мне нужно сдерживаться», гнев накапливается еще больше.

Родителю важно понять, осознать причину гнева, на что злюсь, что именно меня раздражает и попытаться донести свои чувства в форме «Я – высказывания».

«Я – заявление» - это безопасный способ высказывания другому человеку своих чувств, того, что вы ощущаете и каким вы видите ваши отношения в будущем. В «Я – заявлении» говорящий выражает свои чувства без оскорбления слушающего. Я – заявление» строится следующим образом:

Я чувствую… когда кто-то (ты)… потому что…..

Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы…

И. Млодик: как правильно строить фразу

1. чувство..

Я злюсь….

Я расстроена…

2. за что?

Потому что уроки не сделаны.

3.Как бы вам хотелось, чтобы было…(и снова про чувства)

Мне бы хотелось, чтобы в комнате был порядок, мне это доставляет радость.

4.Про безусловную любовь.

Я тебя люблю вне зависимости ни от чего.

Запрет – это некая граница, которую мы ставим ребенку, чтобы его защитить. Для того, чтобы ребенок понимал, что можно – что нельзя, где стоит остановиться. На запреты дети реагируют обидой, раздражением, злостью, возмущением,  но запрет важен для ребенка, потому что он позволяет,  как любая граница. успокоиться. Важен, чтобы понять, что есть взрослый, кто смотрит за ним, заботится и поддерживает, присматривает, кто решает вопросы что можно, а что нельзя. Запретов должно быть немного, они должны быть четкие, ясные, соответствовать устоям и традициям семьи. Очень часто родители ставят запреты автоматически, а вот если поисследовать первопричины, то они могут быть осознанными и неосознанными.

Что же входит восознанные запреты? Чаще всего родитель запрещает ребенку тогда, когдахочет его от чего-то защитить. Вторая категория осознанных запретов – это когда родитель считает, что, воспитывая ребенка, мы должны емуставить запреты. Иначе что это за воспитание? Иначе это вседозволенность, безобразие, и ребенок вырастет без ощущения того, что можно, а что нельзя. Еще одна причина, по которой родители запрещают что-то своим детям – этопривычка. Вот родителям, когда они были детьми, их родители запрещали что-то делать – и поэтому они теперь это же самое запрещают своим детям, иногда даже не осознавая.

На первом месте в неосознанных причинах – тот факт, чтородитель прячет за этим какие-то свои чувства. Например, он раздражен на ребенка, обижен на ребенка. И тогда, чтобы выразить эту злость, родитель иногда ставит ему запрет. Еще одна из неосознанных причин запретов – этожелание родителя оставлять ребенказависимым. Мы не всегда бываем готовы к тому, что ребенок растет, что он уходит от нас, что он все больше проводит времени без нас, и тогда мы запрещаем ему что-то, просто желая оставлять его возле себя, оставлять его зависимым от нас. 

К сожалению,большая ошибка родителей – то, что они, запрещая что-то, делают это очень осуждающим тоном. «Как ты не понимаешь! Ты что, не понял?! Как ты мог?!» и так далее, тем самым обвиняя ребенка и стыдя его, что, конечно, не полезно. Потому что поставить запрет – под этим не стоит задача показать ребенку, что он плохой  или что он ужасно виноват. Запрет – это просто «стоп». Поэтому по возможности в установке запретов и обозначения границ не должно звучать осуждение и тем более стыжение ребенка. Чем лучше вам это удастся – тем легче будет ребенку воспринять этот запрет.

Следующий момент – важно уметь выдерживать обратную реакцию ребенка – т.е. когда ребенок расстраивается, плачет, стучит ногами – наша задача – выдержать это. Чтобы это выдержать, важно понимать, что, во-первых, эта реакция естественна для ребенка, во-вторых, разделять ее – да, я понимаю, ты расстроен, тебя это рассердило – это любого рассердило бы и обидело… Тогда ребенку легче воспринять ваш запрет, потому что его чувства приняты, но запрет остается запретом. В нашей жизни с ребенком должны быть не только запреты, но и много любви. Если есть любовь – тогда легче воспринять любые границы и запреты.

Методы психотерапевтического воздействия в работе с ребенком или семьей:

  • Семейная игровая терапия.
  • Семейные психологические игры и тренинги, направленные на оптимизацию детско-родительских отношений и повышение значимости семьи.
  • Методы арт-терапии.
  • Песочная терапия (кинетический песок).
  • Работа с метафорой и проективное рисование.
  • Гештальттерапия.
  • Работа с «ОН» - картами.
  • Мандалатерапия.
  • Терапия с использованием генограммы и семейных расстановок (расстановок с игрушками, предметами) и  т.д.

В истории любой страны есть периоды, когда актуальность каких-то социальных проблем или процессов становится чрезвычайной и общепризнанной. В современной России к числу таких бесспорных проблем относится, прежде всего задача предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми. Нет необходимости доказывать ценность детства для общества, которое хочет и надеется иметь завтрашний день. И здесь актуальными являются вопросы семейного благополучия и предотвращения жестокого обращения в семье.

Литература:

  1. Жестокое обращение с детьми (Психологическая помощь). Информационно-справочный материал для психологов и социальных педагогов. ГУ «Центр «Семья», Реутов – 2010.
  2. Защита детей от жестокого обращения / Под ред. Е.Н. Волковой. – СПб.: Питер, 2007.
  3. Млодик И.Ю. Книга для неидеальных родителей. Или Жизнь на свободную тему. – М,: Генезис, 2006.
  4. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье. ГУ «Центр «Семья», Реутов – 2005.

 

Насилие в семье

О наказании

1el pravitprav mosk oblmsrmokolomnanezavisimay -300x200

Яндекс.Метрика