СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ!

РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Мы надеемся, что наша статья поможет родителям первоклассников лучше понять переживания своих детей, идущих в первый класс и ознакомиться с рекомендациями психологов о том, как поддержать первоклассников в этот непростой период жизни. Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.
В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
В поддержании у первоклассника "внутренней позиции школьника" неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

НОВЫЕ ПРАВИЛА

Многочисленные "можно", "нельзя", "надо", "положено", "правильно", "неправильно" лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.
Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей.
Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, у одних длится один месяц, у других - одну четверть, у третьих - растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.
Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.
Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано.
Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе.
Самое важное и необходимое для ребенка любого возраста, а для первоклассника особенно - это правильный режим дня. Большинство родителей знают это, но на практике довольно трудно убедить, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Очень важно иметь расписание дня, составленное вместе с ребенком, и ГЛАВНОЕ - его соблюдать. Нельзя требовать от ребенка организованности и самоконтроля, если сами родители не в состоянии соблюдать ими же установленные правила.

Пробуждение

Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Гораздо лучше научить его пользоваться будильником, пусть это будет его личный будильник.
Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его "лежебокой", не вступать в спор по поводу "последних минуток". Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: " Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут". Можно включить погромче радио.
Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает.
Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: " Через 10 минут тебе надо выходить в школу". "Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол".
...Итак, ребенок встал (за час-полтора до выхода в школу), сделал утреннюю зарядку, позавтракал (завтрак обязательно должен быть горячим, и не стоит надеяться, что ребенок поест в школе...).

Выход в школу

Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки; лучше протянуть их молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и безответственности.
"Вот твои очки" - лучше, чем "Неужели я доживу до того времени, когда ты научишься сам класть очки".
Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: "Пусть все сегодня будет хорошо", чем "Смотри, веди себя хорошо, не балуйся". Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: "Увидимся в два часа", чем "После школы нигде не шляйся, сразу домой".

Возвращение из школы

Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы.
- Как дела в школе?
- Нормально.
- А что сегодня делали?
- А ничего.

Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей ("им нужны мои оценки, а не я"). Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции "написаны" у него на лице. ("День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришел домой?").
Пришел из школы. Помните - на спаде работоспособности! Вот почему абсолютно необходимо ему сначала пообедать, отдохнуть - и ни в коем случае не садиться сразу же за уроки (а так, к сожалению, бывает часто). Отдохнуть надо бы не лежа, не у телевизора или видеомагнитофона, а на воздухе, в активных играх, в движении.
Гигиенисты считают: нормальное время прогулки для школьников младших классов - не меньше 3-3,5 часа.
А еще нередки случаи, когда родители лишают детей прогулки - в наказание за плохие оценки, плохое поведение и т. п. Худшего не придумаешь! Наказали не проступок, а самого ребенка, его завтрашнее настроение в школе!
Для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой лучшим отдыхом будет полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует еще и разгрузке опорно-двигательного аппарата и служит хорошей профилактикой нарушений осанки. Но это именно для детей ослабленных - есть и много таких, для кого лучшим отдыхом будет движение.
Лучшее время для приготовления уроков - 15-16 часов. Через каждые 25-30 минут - перерыв, физкультминутки под музыку (они восстанавливают работоспособность, отдаляют утомление). Начинать приготовление уроков нужно с менее сложных (помните о врабатывании!), затем переходить к самым трудным.
Больной вопрос - телевизор. Не стоит младшим школьникам сидеть у телевизора больше 40-45 минут в день! А детям возбудимым, ослабленным - лучше сократить и это время. Ни в коем случае не смотреть телевизор лежа.

Пора спать

Особенно важно для борьбы с утомлением соблюдение необходимой продолжительности ночного сна. Первокласснику необходимо спать 11,5 часа в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Чтобы сон был глубоким и спокойным, нужно соблюдать элементарные правила: перед сном не играть в шумные, "заводные" игры, не заниматься спортом, не смотреть страшные фильмы, не устраивать выяснение отношений и т.д.
Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

1) ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми (вспомните свое детство).
2) Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями. Соблюдение правил безболезненного оценивания школьных успехов должно сочетаться с поисками такой деятельности, в которой ребенок может быть реализует себя и с поддержанием ценности этой деятельности. В чем бы ни был успешен ребенок, страдающий школьной неуспешностью, в спорте, домашних делах, в рисовании, конструировании и т.д., ему ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в других школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.
Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания.
Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают вообще как собственное дитя, безусловно, не за что - то, а вопреки всему.


Как это можно сделать?

1. Не показывать ребенку свою озабоченность его школьными успехами.
2. Искренне интересоваться школьной жизнью ребенка и смещать фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т.п.
3. Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым обрести веру в себя.
Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

 УЧИТЕЛЬНИЦА

Учительница, даже самая строгая, даже не всегда справедливая, для ребенка, особенно в первое время,- "самая-самая", и ваше негативное отношение к ее требованиям только затруднит ребенку его собственное определение в статусе ученика. Критерии того, "что можно" и "что нельзя", чаще определяются учителем, поэтому не сердитесь, если в ответ на свое требование услышите: "А Софья Петровна сказала, что так нельзя". Софья Петровна - высший авторитет, перед которым меркнет даже родительский. Не огорчайтесь и запомните: парировать это замечание фразой: "Много знает твоя Софья Петровна..." или тому подобной - запрещенный прием. Если ваш малыш встанет ни свет, ни заря потому, что он сегодня дежурный, и говорит, что должен прийти раньше всех, отнеситесь к этому так же серьезно, как он. Если он попросил вас что-то подготовить к школе, а вы по какой-то причине не сделали этого, для вас не должна быть неожиданной бурная реакция и даже слезы. Вы же сами требуете серьезного отношения к школе, и ребенок не умеет разделить, что значимо, что нет, для него одинаково значимо все: чистая тетрадь и цветные карандаши, спортивная форма и цветок, который вы обещали принести в класс.

 

 Активное слушание

Родители, которые пытаются научиться активному слушанию, жалуются на большие трудности: на ум приходят привычные ответы, - все, кроме необходимого.
В последние два десятилетия психологи проделали очень важную работу: они выделили типы традиционных родительских высказываний – настоящих помех на пути активного слушания ребенка. Их оказалось целых 12! Давайте же познакомимся с этими типами автоматических ответов родителей, а также с тем, что слышат в них дети.

1. Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Вынеси ведро!», «Быстро в кровать!», «Чтобы больше я этого не слышал!», «Замолчи!».
В этих категоричных ребенок слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности.
Такие слова вызывают чувство бесправия, а то и брошенности «в беде». В ответ дети обычно сопротивляются, «бурчат», обижаются, упрямятся.

2. Предупреждения, предостережения, угрозы: «Если ты не прекратишь плакать, я уйду», «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз это повторится, я возьмусь за ремень!», «Не придешь вовремя, пеняй на себя».
Угрозы бессмысленны, если у ребенка сейчас неприятное переживание. Они лишь загоняют его в еще больший тупик. Могут последовать слезы и выпады в сторону родителей.
Знакомы ли вам такие сцены? Бывает ли так, что в результате вы реагируете еще большим «закручиванием» гаек, следующей угрозой, окриком?
Угрозы и предупреждения плохи еще и тем, что при частом повторении дети к ним привыкают и перестают на них реагировать. Тогда некоторые родители от слов переходят к делу и быстро проходят путь от слабых наказаний к более сильным, а порой и жестоким: раскапризничавшегося малыша «оставляют» одного на улице, дверь закрывают на ключ, рука взрослого тянется к ремню…

3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как подобает», «Каждый человек должен трудиться», «Ты должен уважать взрослых».
Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Ничего не меняется от того, что они слышат это в «сто первый раз». они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего все вместе взятое.
Дело в том, что моральные устои и нравственное поведение воспитываются в детях не только словами, сколько атмосферой в доме, через подражание поведению взрослых, прежде всего родителей. Если в семье все трудятся, воздерживаются от грубых слов, не лгут, делят домашнюю работу, - будьте уверены, ребенок знает, как надо себя правильно вести.
Если же он нарушает «нормы поведения», то стоит посмотреть, не ведет ли себя кто-то в семье так же или похожим образом. Если эта причина отпадает, то, скорее всего, действует другая: ваш ребенок «выходит за рамки» из-за своей внутренней неустроенности, эмоционального неблагополучия. В обоих случаях словесные поучения – самый неудачный способ помочь делу.
Значит ли это, что с детьми не надо беседовать о моральных нормах и правилах поведения? Совсем нет. Однако делать это надо только в их спокойные минуты, а не в накаленной обстановке. В последнем случае наши слова только подливают масло в огонь.

 Золотое правило.

Слышьте и принимайте своих детей, Тогда дети поделятся с вами своими действительными проблемами.

 4. Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «Почему бы тебе не попробовать…» , «По-моему, нужно прийти и извиниться», «Я бы на твоем месте дал сдачи».

Как правило, мы не скупимся на подобные советы. Больше того, считаем своим долгом давать их детям. Часто приводим в пример себя:
«Когда я был в твоем возрасте…» Однако дети не склонны прислушиваться к нашим советам. А иногда они открыто восстают: «Ты так думаешь, а я по-другому», «Тебе легко говорить», «Без тебя знаю!».
Что стоит за такими негативными реакциями ребенка? Желание быть самостоятельным, принимать решения самому. Ведь и нам, взрослым, не всегда приятны чужие советы. А дети гораздо чувствительнее нас. Каждый раз, советуя что-либо ребенку, мы как бы сообщаем ему, наперед все знаем.
Такая позиция родителей – позиция «сверху» - раздражает детей, а главное не оставляет у них желания рассказать больше о своей проблеме.
Как часто дети сами приходят к тому же. Что мы перед этим пытались им посоветовать! Но им надо самим принять решение – это их путь к самостоятельности. Очень важно давать детям такую возможность, хотя это, конечно, труднее, чем дать совет.

5. Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорила! Не послушалась – пеняй на себя».
И здесь дети отвечают: «Отстань», «Сколько можно», «Хватит!». В лучшем случае они перестают нас слышать, возникает то, что психологи называют «смысловым барьером», или «психологической глухотой».

Однажды я наблюдала такую картину. Папа шел с пятилетней девочкой. Девочку очень привлекали лужи и сугробы. Папа шел и нудно рассказывал о том, что если девочка будет наступать в воду, то промочит ноги, организм охладится, если организм охладится, можно легко подхватить инфекцию. И пятилетнему ребенку просто необходимо знать, что весной в городе всюду много микробов. Папа закончил и девочка непринужденно спросила (наступая в очередную лужу): «Пап, а почему у дяденьки, который прошел, такой красный нос?»

6. Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже!», «Опять все сделала не так!», «Все из-за тебя!», «Зря я на тебя понадеялась», «Вечно ты!..»
Вы, наверное, уже готовы согласиться с тем, что никакой воспитательной роли такие фразы сыграть не могут. Они вызывают у детей либо активную защиту: ответное нападение, отрицание, озлобление, либо уныние, подавленность, разочарование в себе и своих отношениях с родителем. В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка; он начинает думать, что он и в самом деле плохой, безвольный, безнадежный, что он неудачник. А низкая самооценка порождает новые проблемы.
Вера некоторых родителей в воспитательное значение критики поистине безмерна. Только этим можно объяснить, что иногда в семьях замечания вперемежку с командами становятся главной формой общения с ребенком.
Давайте проследим, что может слышать ребенок в течение дня: «Вставай», «Сколько можно валяться?», «Посмотри, как у тебя заправлена рубашка», «Опять с вечера не собрал портфель», «Не хлопай дверью, малыш спит» и т.д.
Помножьте эти высказывания на количество дней, недель, лет, в течение которых ребенок все это слышит. Получится огромный багаж отрицательных впечатлений о себе, да еще полученных от самых близких людей. Чтобы как-то уравновесить этот груз, ему приходится доказывать себе и родителям, что он чего-то стоит. Самый первый и легкий способ (он, кстати, подсказывается родительским стилем) – это подвергнуть критике требования самих родителей.
Что же может спасти положение, если ситуация в семье сложилась именно таким образом?
Первый и главный путь: постарайтесь обращать внимание не только на отрицательный, но и на положительные стороны поведения вашего ребенка. Не бойтесь, что слова одобрения в его адрес испортят его.
Иногда родители думают, что ребенок и так знает, что его любят, поэтому положительные чувства ему высказывать необязательно. Это совсем не так. Одна одиннадцатилетняя девочка рассказывала: «Моя мама меня не любит, я это точно знаю. Я проверяла это много раз. вот, например на днях Олег (старший брат) принес ей цветочки, и она ему улыбнулась. Вчера я тоже купила ей цветы, принесла и внимательно наблюдала за ее лицом: она мне не улыбнулась. Так что я теперь точно знаю: Олега она любит, а меня – нет.
Приходит ли нам в голову, что дети так буквально истолковывают наше поведение, слова, выражение лица? Всегда ли мы учитываем, что дети воспринимают мир в черно-белых тонах: либо безусловно да, либо безусловно нет?

 Золотое правило:

Не бойтесь, что слова одобрения в адрес вашего ребенка испортят его. Находите в течение дня несколько
Положительных поводов сказать ребенку добрые слова.

 

Совет 1.Любой подросток или юноша мечтает об учителе – мудром взрослом, который бы  понимал его и помогал разбираться в сложных вопросах жизни.

Таким учителем может оказаться школьный учитель или другой внимательный взрослый, который не ограничивает себя узкими задачами воспитания.

Главные «секреты» успеха:

√   Внимание к природе ребенка:осознанное или интуитивное понимание его, бережное отношение к его потребностям, предоставление ему свободы роста и развития.

√  Создание «обогащенной среды». Трудно переоценить этот вклад взрослого в  развитие ребенка. В широком смысле речь идет о погружении ребенка в среду человеческой культуры. Более конкретно это касается очень многих обстоятельств его жизни: от «умных» игрушек и развивающих игр до общей атмосферы в доме. Чем заняты дети и во что они играют? Есть ли в доме книги? Звучит ли музыка, и какая? Выходят ли интересы домашних за пределы телевизионных программ? Какие темы обсуждают за столом? Делятся ли взрослые своими впечатлениями от красоты природы, произведений искусства?  Знакомят ли они ребенка с понятиями добра и зла, благородства, справедливости, чести и достоинства?

√   Особые взаимоотношения. Талантливым родителям и воспитателям удается устанавливать уникальную атмосферу общения  с детьми. Это атмосфера доброжелательности, доверия, поддержки, наконец, общей эмоциональной увлеченности. Когда мудрый воспитатель просто отпускает ребенка и дает ему свободу, его невмешательство означает уважение, поддержку и сообщение: «ты можешь сам». В другие моменты он вовлекает ребенка в совместные обсуждения и занятия. 

Заметим, что у таких родителей ребенок уже не «объект воспитания», а участник совместной эмоциональной и духовной жизни взрослого. Последний же выступает для него как вдохновляющий пример!

Золотое правило:

Мудрый учитель - это – тот взрослый, который смог сохранить в своей душе живую энергию ребенка, пронеся ее через рутину официального образования, жесткие рамки воспитания, трудности выживания в обществе и многое другое.

Совет 2. Что делает успешный взрослый, который способствует развитию ребенка, росту его личности, его культурному обогащению.Вот далеко не полный список форм его участия:

√   Воздерживается от вмешательства в дела ребенка;

√   Привлекает к занятиям;

√   Озадачивает, будит мысль;

√   Вовлекает, увлекает;

√   Поддерживает, верит в добрую природу;

√   Заражает энтузиазмом, вдохновляет;

√   Служит образцом.

В каждой семье существуют определенные правила, гласные и негласные. Они касаются домашнего распорядка, режима, норм поведения и много другого. Приучение к ним ребенка важная часть, если не сказать основа, его воспитания.

Слово «приучать» имеет особый смысл, отличный от слова «учить». Когда мы говорим «научить», то имеем в виду передачу знаний ребенку: мы что-то рассказываем, показываем, объясняем, одновременно он учится сам. Слово же «приучать» означает наше измерение добиваться от него регулярного поведения. Например, чтобы он мыл руки перед едой, убирал игрушки, вовремя делал уроки, наводил порядок в вещах и т.д.

Не приученный к порядкам и правилам, ребенок оказывается во власти минутных желаний, неуправляемых эмоций, случайных влияний. Правила дают ребенку ощущение не только порядка, но и уверенности в жизни.

Золотое правило:

Правила дают ребенку ощущение не только порядка, но и уверенности в жизни.

 Совет 3. Как же приучать ребенка. Приучение к порядку и правилам – специальная работа, работа длительная, ежедневная и ежечасная! Часто она проходит трудно, с обидами и конфликтами. Хорошо известные «поля сражений» с детьми любого возраста – это еда, приготовление уроков, помощь по дому, укладывание спать и др.

Итак, как же его приучить? Одного рецепта, конечно, нет, так как причины непослушания или неорганизованности ребенка могут быть разные. Лучше всего помнить о некоторых общих методах и закономерностях. Их довольно много, и они разные для разного возраста. Начинать как можно раньше.

Организованность ребенка зависит от порядка вокруг него. Необходимо, чтобы вещи, посуда, игрушки имели свои места и возвращались на место. Чтобы ребенок, как и остальные члены семьи, спал в своей кровати, по возможности сидел за столом на своем месте, ел из своей тарелки. Хорошо, когда в семье соблюдаются некоторые постоянные «ритуалы» - укладывания спать, прогулок, приема гостей.

Очень важно, чтобы родитель был включен в общение с ребенком по поводу разных дел, тогда его помощь оказывается гораздо более эффективной.

1.            Приучение надо начинать по возможности рано и делать это систематически. Важно помнить о естественных законах организма: любое действие при раннем начале и повторении превращается в привычку.

2.            Вначале следует помогать ребенку в сложных для него задачах (напоминать, подстраховывать, делать вместе), затем постепенно отпускать его на самостоятельность. В «переходный период» стоит помнить о внешних средствах.

3.            Исключительно важно следить за доброжелательным тоном общения, особенно если приучение идет трудно.

4.            Полезно помнить правило: «На ошибках учатся». Не следует «стелить соломку» везде, где ребенок может «упасть». Важно оставлять ему возможность встретиться с неприятными последствиями своих действий.

Золотое правило:

Приучение к порядку и правилам – специальная работа, работа длительная, ежедневная и ежечасная!

 Совет 4. Всем известны естественные следствия неорганизованности или непослушания – это наказания, которые исходят от самой жизни. В тех случаях, когда ребенку не хватает «сознательности», стоит не мешать ему, столкнуться с негативными результатами его действий. Тогда ему некого будет винить, кроме самого себя, и он приобретет ценный опыт.Только что мы говорили о вставании или не - вставании по будильнику.

√   Полезно помнить правило: «На ошибках учатся».

√   Не следует «стелить соломку» везде, где ребенок может «упасть». Важно оставлять ему возможность встретиться с неприятными последствиями своих действий.

Можно ли наказывать ребенка, и если можно, то как? Начнем с того, что наказывать ребенка всегда неприятно. Приходится вызывать на себя «огонь» его недовольства, обиды и даже гнева. Мирные отношения портятся. Он тебя больше «не любит», в его глазах «ты плохой», «обидчик», «желаешь ему зла».

Некоторые родители не выдерживают роли «недруга» и вообще не хотят доставлять ребенку неприятности. Они предпочитают путь увещеваний и объяснений. В крайнем случае, следуют угрозы, которые, как правило, не выполняются. Короче говоря, они хотят воспитывать ребенка, не огорчая его. Это установка мягких родителей. Ее можно понять, но, к сожалению, во многих случаях она себя не оправдывает: рано или поздно ребенок начинает выходить из берегов, и родитель не знает, что с ним делать.

Противоположную позицию занимают жесткие, авторитарные родители. Они считают, что с ребенком не следует церемониться, его надо наказывать, а иногда и как следует – «чтобы знал!». Такие родители требуют подчинения, пользуясь своей силой и властью. Это часто приводит к озлоблению ребенка, а порой и к еще большему непослушанию.

Золотое правило:

Нельзя пропускать или надолго откладывать наказание. Оно должно следовать сразу за нарушением правила, за грубым или невежливым поведением. При этом не имеет значения возраст ребенка: чем раньше в своей жизни он встретится с безусловностью правила, тем лучше.

Совет 5.Выделим общие правила того, что нельзя делать и о чем, напротив, надо помнить и делать, если возникло желание наказать ребенка.

√   Нельзя пропускатьили надолго откладывать наказание. Оно должно следовать сразу за нарушением правила, за грубым или невежливым поведением. При этом не имеет значения возраст ребенка: чем раньше он в своей жизни встретится с безусловностью правила, тем лучше.

√   Нельзя делать наказание чрезмерным.Оно – сигнал о важности правила, а не «акт возмездия». Поэтому классические  «стояния в углу» или «сидения в дедушкином кресле» вполне подходят.

√   Нельзя наказанием унижать ребенка. Это значит, что наказание не должно сопровождаться грубым тоном, недоброжелательной критикой или обзыванием.

√   Совершенно недопустимы физические наказания. Они не только унижают, но и ожесточают ребенка. Они ничего не прививают, а напротив, разрушают отношения с ребенком и тормозят развитие его личности.

√   Важно помнить,что смысл наказания – сообщить серьезность и непререкаемость установленных правил. Поэтому надо реагировать на их нарушение, по возможности не пропуская.

√   Нужно объяснитьребенку (по возможности кратко) смысл недовольства взрослого и сказать, что конкретно от него ждут.

√   Наказание нужно назначать в относительно спокойном доброжелательном тоне.

Но если все-таки речь зайдет о наказании всерьез, то это будет сигналом чего-то упущенного или запущенного. Очень хочется пожелать вам спохватиться вовремя!

Золотое правило:

Главная воспитательная сила взрослого – в его авторитете, а последний достигается правильным образом жизни, умением грамотно и бесконфликтно общаться, заботой о развитии собственной личности! Но если все-таки речь зайдет о наказании всерьез, то это будет сигналом чего-то упущенного или запущенного. Очень хочется пожелать вам спохватиться вовремя!

Совет 6. Всегда ли нужно быть серьезным?

Дети гораздо подвижнее нас, монотонность утомляет их. Они плохо переносят однообразные занятия, затянувшиеся назидания и даже очень размеренный порядок дня. Им хочется что-нибудь «выкинуть», повозиться, побузить, «возбудить спокойствие». Хорошо известный бой подушками перед сном – пример такой естественной тяги к разрядке.

Один наш хороший знакомый любил повторять: «Человек должен мерцать», имея в виду – почаще переходить от грусти к улыбке, от уверенности к сомнению, от серьезности к шутке. Можно сказать, что дети постоянно «мерцают», это в их природе.

Участие родителей в детских развлечениях и «предприятиях» - большой подарок для детей. Ничто не сближает нас с ними больше, чем совместная игра, выдумка, смех! В такие моменты «мерцания вместе» растет взаимное доверие: ребенок чувствует, что родитель понимает и принимает его вечно живую часть, и тогда в серьезные моменты он больше готов услышать нас.

Золотое правило:

Нередко шутки, юмор и совместный смех бывают сильнее воспитательных назиданий!

Совет 7. Бывают очень полезны не только действия «в обход», но и совсем не ожидаемые действия родителя.В одной семье мать, уставшая от боев с дочерью-подростком по поводу уборки комнаты и беспорядка в вещах, пошла на решительный шаг. Все вещи дочери, которые оказывались не на своих местах, она собирала и складывала в ее комнате прямо у порога, тем самым, увеличивая хаос. Входя в комнату, девочка натыкалась на бесформенную кучу. За первыми недовольствами последовало изменение: в комнате стал наводиться порядок. Размышляя над вопросом: «Почему с детьми происходит вдруг такой разворот на 180 градусов?», можно высказать некоторое предположение. Часто непослушание детей – это форма «восстания» против взрослого в ответ на надоевшие требования. Когда в своих действиях – наоборот взрослый неожиданно переходит на сторону ребенка, тому становится больше не с кем и не с чем воевать. У послушных детей возникает обратная проблема. Их старания быть «правильными», соблюдать нормы и приличия приводят порой к излишней скованности. Родители могут и должны показывать детям, что можно оставаться свободными в рамках внешних правил. «Высокий класс» демонстрирует человек, которому удается вести себя в обществе уверенно и непринужденно. Но для этого нужно пройти путь внутреннего раскрепощения, и чувство юмора здесь незаменимо.

Золотое правило:

Каждый ребенок, встречаясь с живым детским началом внутри нас, взрослых, переживает это как счастливый подарок судьбы.

 

 Материал подготовила Таран Ирина Васильевна заведующий ОППП ГКУСО МО "Коломенский  СРЦН"

 

Выбирая для ребенка новую игрушку

 Приобретая новые игрушки, родителям важно подумать, какую информацию несет в себе очередная кукла или машинка и нужна ли она ребенку?

Традиционная игрушка воздействует на все уровни ощущений – тактильный, звуковой, визуальный. Особое значение имеет материал, из которого изготавливались игрушки. Например, тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, способствует снятию тревоги, снимает психологический барьер между ребенком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, теплое, доверительное отношение к миру, необходимое для полноценного детского бытия. Вот почему игрушки из натуральных материалов, особенно, сделанные своими руками, так ценятся.

Из истории игрушки.

В Древней Руси игрушки были наделены мудростью таинственной силы, часто являлись оберегами. Например, древние игрушечные «свистелки» по представлению наших предков призваны отгонять от ребенка нечистую силу и злых духов, а также являлись первыми «музыкальными инструментами», с которыми сталкивался ребенок.

Играя в традиционные игрушки, ребенок сам придумывает сюжет игры, осваивая окружающий мир и развивая воображение. Самым важным является то, что дети творчески подходят к решению задач – они активные первооткрыватели.  В противоположность этим традициям, произведенные по западным образцам «современные игрушки», не оставляют места для домысливания сюжета, так как чаще всего являются продолжением  мультфильмов, и их роль в детской игре определена сюжетом.

Самое главное правило в игре – ребенок руководит игрушкой, а не она им, игрушка является помощником в игре и формирует детскую уникальность. Это же касается и электронных игрушек, важным аспектом должно быть то, чтобы не игрушка командовала ребенком, а позволяла ребенку командовать и была бы основой в игре.

Также к полезным развивающим игрушкам относятся те, которые ребенок сам может разобрать, собрать или перестроить, так, как хочется, позволяя малышу создавать свой собственный мир. Если родитель выбирает игрушку, чтобы ребенка просто занять, это неправильно. Прежде всего, игрушка должна развивать ребенка, помогать формировать представление о мире, учила взрослой жизни в детском ее варианте. Традиционная игрушка учит любить зверей, заботиться о детях, если мы говорим о куклах. Что касается Барби и другие куклы ей подобные, которые так популярны среди девочек, завораживают своими платьями, прическами, макияжем, но, к сожалению, учат не заботе о других, а праздному времяпрепровождению: дом, ванна, автомобиль, наряды, прически… 

Выбирая игрушки для  своих детей, выбирайте их не по цене, подумайте, чему она сможет научить вашего ребенка, чего ему не хватает сейчас, что нужно развивать?

Игра – наиважнейший компонент в развитии ребенка.

Через игру малыш постигает жизнь, и чем наполнена игра, зависит то, каким он вырастет, и взрослым необходимо уделять этому очень большое внимание. А еще можно изготовить игрушку своими руками из любого подручного материала, и эта игрушка будет самым лучшим и дорогим подарком для вашего ребенка.

26031

Ваш ребенок медлительный… Как быть родителям??

Часто случаи обращения с специалисту связаны с медительностью ребенка. «Копуша!! Быстрее, быстрее!! – раздраженно говорим мы.

Некоторых родителей раздражает «медлительность» их ребенка, много времени тратится на  одевание, раздевание, выполнение уроков или какого-то поручения. Ребенок не может сосредоточиться и начать выполнение какого-либо требования или вообще не может сконцентрироваться на мысли о выполнении заданий. Часто эта проблема начинается в дошкольном возрасте.

Под понятием «медлительный ребенок» могут скрываться разные проблемы, связанные, например, с обстановкой в семье, со здоровьем ребенка, с особенностями его нервной системы или же с органическими изменениями структуры мозга, полученными, возможно, в результате родовой травмы и т.д.  Иногда причина может скрываться в неблагополучии семейных отношений, конфликтах между родителем и ребенком. Все это может стать причиной отставаний в учебе, плохой концентрации внимания на уроках, формированием страха перед школой и развития невротических проявлений.

Также, в последнее время специалисты много внимания уделяют леворукости детей, эта проблема также может стать причиной медлительности ребенка, если в детском саду, школе, дома с должным вниманием не отнестись к этой особенности. Переучивание леворукого ребенка есть и писать правой рукой может привести не только к замедленному темпу его деятельности, но и нарушению гармоничного развития личности. Врожденная леворукость переучиванию не подлежит!

Особенности темперамента ребенка-флегматика – классический случай ярко выраженной медлительности. Такой малыш спешки просто не выностит. Однако, при своей неторопливости отличается солидностью и рассудительностью, предпочитает проверенные способы и делает все очень обстоятельно. Родителям следует помнить, что темперамент ребенка, эта черта, которую нужно научиться принимать.

Любые кризисные моменты в жизни семьи: развод, переезд на новое местожительства. смена школы или детского сада. конфликты между родителями или другими членами семьи – являются для ребенка стрессовыми факторами, провоцируют повышенную тревожность, могу оказаться травмирующими для его психики и создавать причину детского невроза.

С помощью медлительности ребенок иногда может протестовать против обучения его, например в какой-то секции или кружке, или же например, в случае конфликта с учителем или воспитателем.

Авторитарный стиль воспитания, жесткое принуждение ребенка к выполнению тех или иных требований, постоянный контроль, а также строгие меры наказания за непослушание могут явиться причинами снижения детской активности и  формирования неврозов.

Часто раздражение и нетерпение родителей вызывает излишняя, на их взгляд, мечтательность детей.

Что можно порекомендовать родителям, у которых ребенок излишне медлителен?

Взрослым важно помнить, что ребенок не виноват в своей нерасторопности. Постоянные окрики, наказания или насмешки могут только пагубно сказаться на его психическом развитии. С неторопливым ребенком можно играть в игры, способствующие повышению его активности, только исключите соревновательные игры, они могут быть болезненными для малыша. Лучше ободрять, поддерживать, хвалить за его собственные успехи. Можно познакомить малыша с понятием «времени» и научить распределять свои дела и выделять главные и второстепенные, трудные и легкие. Здесь также важным является и соблюдение режима дня.

Замедленным детям постоянно требуется внимание со стороны взрослых, поддержка родителей, их помощь или сочувствие. Эти малыши, как правило, не уверены в себе и им необходима убежденность, что все в результате получится хорошо. Раздражение со стороны более активного, нетерпеливого взрослого может создавать ощущение покинутости, и что его недостаточно любят.  Медлительный ребенок боится любых перемен и всего нового, очень тяжело переживает свои неудачи. Важно, чтобы родители были терпеливыми и последовательными, всегда находили слова поддержки и любви для своего малыша.

26032      26033

                                                                     Материал подготовила Екатерина Фатина, психолог ГКУСО МО «Коломенский СРЦН».

 Арт-терапевтическое направление как эффективный метод снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Эмоциональное состояние долгое время недооценивалось в развитии ребёнка. Как показывает время, современные дети нуждаются в профилактике и коррекции эмоционального состояния.

Наши предки интуитивно понимали полезность детских забав. Они бережно передавали их из поколения в поколение. К счастью, исключительную эффективность игр и сказок для детского воспитания и обучения подметили и современные специалисты различных областей:  психологи, педагоги, медики. Благодаря им в научном мире сегодня существуют и активно развиваются такие перспективные направления, как сказкотерапия, игротерапия, куклотерапия. Все эти и многие другие направления сегодня объединены в одно - арт-терапию.

Арт-терапия превращает человека в творца и созидателя и даёт ему силы на самореализацию. При этом творчество - процесс бессознательный. Бессознательность помогает человеку безопасно раскрыть свой внутренний мир и безопасно подкорректировать какие-либо внутренние проблемы. При этом арт-терапия использует принцип, похожий на  тот, который применяется в классической медицине для выработки в организме иммунитета от опасных инфекционных заболеваний, когда вводятся живые, но ослабленные вирусы. Тем самым стимулируется развитие собственных защитных сил организма. Вот и арт-терапевтические «инъекции» заставляют ребёнка многократно проживать свои внутренние проблемы (в сказке или в игре). Многократное проживание одной и той же проблемы приводит к тому, что её травмирующее действие на психику ребёнка значительно ослабевает. Организм приобретает своеобразный иммунитет.

Ещё одним преимуществом арт-терапии является гибкость используемых ею форм, что позволяет ребёнку решать важные для него проблемы именно теми способами, которые он посчитает для себя наиболее приемлемыми. Благо техник и методик в арт-терапии существует множество:

-сказкотерапия;

-игротерапия;

-куклотерапия;

-песочная терапия;

-мандалатерапия;

-художественная лепка (пластилин, глина, тесто) и рисование;

-танцевальная терапия.

Из всего арт-терапевтического разнообразия хотелось бы обратить внимание на сказкотерапию, игротерапию, мандалатерапию.

Сказка помогает ребенку преодолевать  трудности в решении множества психологических проблем:

- трудности в общении с людьми;

- повышенная агрессивность, демонстративность или неуправляемость;

- повышенная чувствительность, обидчивость;

- заторможенность или расторможенность;

-застенчивость, чувство неполноценности или малозначимости;

- самые разные страхи и тревоги, в том числе, детская ревность;

- специфические возрастные проблемы детей.

Попадая в сказку, ребёнок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами.

В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребёнок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот банк может быть активирован в случае необходимости, а не будет, ситуация  так и останется в пассиве. Если мы вместе с ребёнком будем размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться у ребёнка не в пассиве, а в активе. Тем самым постепенно нам удастся подготовить ребёнка к жизни, сформулировать важнейшие ценности.

К психологу обратился мужчина. У его четырёхлетнего сына отмечалось эмоционально подавленное состояние, тревожность. Семья распалась, а ребёнок по суду остался жить с папой. Возникла необходимость обратиться за помощью к психологу, так как отец не смог  объяснить ребёнку, где его мама и почему она больше не живёт с ними. Началась работа с мальчиком Сережей. Вначале мы рисовали любимых сказочных героев, придумывали совместно сказки (следуя в процессе сочинения за ребёнком), а через несколько встреч я рассказала ему сказку «Фея Равнодушие и страна Надежды». Целенаправленное обсуждение сказки не проводилось, так как ребёнок на подсознательном уровне обратится  к ней в нужный момент. Конечно, в процессе встреч предлагались необходимые рекомендации отцу мальчика. Чуть позже мужчина сообщил, что Серёжа рассказывает ему очень часто волшебные истории, и в одной из историй он проговорил фразу: « Папа, ты не переживай. У меня ведь теперь есть два дома. Один, где мы с тобой живем, а другой там, где живет мама». Серёжа стал  задавать меньше вопросов про маму. Таким образом, мы снова можем убедиться, что детская психика самотерапевтична, лишь при необходимости взрослому надо сделать нужную «инъекцию». В данном случае сработала вакцина под названием   «сказка».

Работая практикующим психологом, хочется отметить значение игр в жизни и развитии ребёнка.

В процессе игры происходит формирование личности человека. В игре формируются и развиваются морально-волевые качества и способности. В результате мягко происходит подготовка ребёнка к переходу на более высокую ступень развития личности. Дети готовятся войти в мир взрослых.

Значение игры – это то занятие, которое приносит ребёнку максимум радости, положительные эмоции, развивает активность, инициативу, самостоятельность, умение владеть эмоциями, принимать самостоятельно решения и отвечать за них, коммуникативные навыки, выстраивание конструктивных диалогов с окружающими и овладение социально приемлемыми нормами поведения.

Игра раскрывает детей. Наблюдая за игрой ребёнка, можно понять причины его поведения (например, истоки агрессивности и нерешительности) и вовремя скорректировать возникшие проблемы. Именно поэтому одной из методик налаживания отношений между родителями и детьми, коррекции поведения детей, профилактики эмоциональных расстройств является семейная игровая терапия.Она рассчитана на детей в возрасте от 3 до 8 лет. Здесь всё просто: маму и ребёнка приглашают в игровую комнату и предлагают вместе поиграть. Наблюдая, как происходит этот процесс, психолог замечает то, на что родители не обращают внимание в повседневной жизни. Если мама привыкла поучать, она и в игре будет давать ребёнку разного рода указания; если она критикует его в жизни, то и во время игры будет делать то же самое.

На приём к психологу пришли мама с дочерью 5 лет. Женщина была  обеспокоена сильной тревожностью дочери. Страх присутствовал во всех проявлениях: боязнь остаться в комнате одной, страх, что она потеряется. При этом плохо складывались отношения с детьми в детском саду.

Маме был предложен метод детской игровой терапии, который помогал учиться  с помощью простых игр  общению с дочерью.  Метод семейной игровой психотерапии помог маме по-другому взглянуть на дочь, любить и принимать её такой, какая она есть. Когда со стороны мамы появилось больше добрых слов, похвалы и поддержки в адрес дочери,  наметились явные изменения в поведении девочки. Ей стало проще общаться со сверстниками, исчезли страхи, детский сад посещала с удовольствием. Маме и в дальнейшем было предложено развивать игровую деятельность, в которой девочка может проявлять свои творческие способности, фантазировать и просто открыто общаться.

Интересна арт-терапевтическая работа  с использованием мандалы. Мы все раскрашивали в детстве обычные картинки-раскраски. Руководствуясь знаниями об окружающем мире, выбор цвета ограничен, так, например, все знают, что вода голубая, небо синее, лягушка зелёная, а не красная. Раскраска – мандала открывает больше возможностей для творчества: её узоры можно раскрашивать любыми цветами, как душа пожелает.

 Метод «Мандала» (mandala) в переводе с санскрита «круг». Вместе с тем мандалы можно встретить самые разные: в виде квадратов, треугольников, овалов и др. Каждая мандала отражает психическое состояние автора. Мандалы широко используются для психодиагностической, психокоррекционной работы, а также для релаксации и расслабления. Научить детей сосредотачиваться, успокаиваться, расслабляться может помочь раскрашивание мандал.

Так, например, на одной из своих встреч с мальчиком Данилой 7 лет, я рассказала ему сказку «Сказка о двух братьях и сильной воле», затем  предложила  разукрасить на выбор одну из мандал с изображением драконов. Ребёнок с удовольствием занялся предложенным творчеством, так как рисовать ему не очень нравилось. По окончании работы Данила рассказал мне, что он создал свой герб, и этот герб может быть лишь у тех ребят, кто умеет тренировать свою волю. Через некоторое время мама мальчика рассказала, что Данила стал рисовать, раньше он делал это крайне редко. С ребёнком стало возможным  договариваться о чём-либо. Так, например, Данила перестал через скандалы добиваться игры на компьютере. И только в выходные, по договорённости с родителями, мальчик играет в любимые игры на компьютере.

Основные принципы работы детей с мандалой:

 Ребенок должен работать без принуждения, в радость.

  1. Не навязывать ребенку выбор мандалы.
  2. Позитивное подкрепление со стороны взрослого.
  3. Нельзя давать установку на цвет.
  4. Создание расслабляющей обстановки.
  5. Достаточное время для работы.
  6. Соблюдение принципа невмешательства без его согласия.
  7. Разнообразие изобразительных материалов.
  8. В конце работы по желанию ребенка можно:

- придумать название,

-подобрать для нее фон,

- вырезать мандалу и повесить ее на стену.

В данной методике нет четких правил. Ребенок действует по интуиции. Чем чаще ребенок работает с мандалой, тем меньше будет трудностей с целенаправленностью  поведения, тем больше он будет развивать свое творчество.

 Материал подготовила Городничева Г.В., психолог ГКУСО МО «Коломенский СРЦН»

Что нужно помнить при работе с детьми младшего и среднего школьного возраста, проявляющими агрессию.
Злость – это нормальная эмоция, требующая своего выражения, как и все другие эмоции, такие, как радость, печаль, тоска и т.д. Неправильно ругать ребенка за агрессивное поведение, а надо научить его социально приемлемым способам выражения гнева.
Помните: осуждают не ребенка, а его плохой поступок, ребенок должен всегда чувствовать себя любимым, понимаемым и принимаемым своими родителями, только тогда возможно его нормальное развитие.
Нужно научить ребенка в той ситуации, когда он злится:
1. комкать и рвать бумагу,
2. бить подушку или боксерскую грушу,
3. громко кричать в «стаканчик» для криков или трубу, сделанную из ватмана,
4. пинать ногой подушку или консервную банку (из-под «Пепси», «Спрайта»)
5. топать ногами,
6. написать на бумаге все злые слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу,
7. втирать пластилин в картонку или бумагу;
8. использовать водяной пистолет, надувные дубинки, батут (в домашних ситуациях).
Примеры упражнений.
«Рисунок гнева».
(Лепка гнева из пластилина, глины, для рисунка понадобятся листы бумаги для рисования, цветные мелки, фломастеры).
Ребенка просят подумать о том человеке, который вызывает злость, о ситуациях, связанных с ним (чаще это один из родителей или оба родителя, одноклассник, педагог). Когда ребенок будет рассказывать о своих ощущениях, его можно спросить: «На что похож твой гнев?», «Можно ли его изобразить в виде рисунка или слепить из глины?»
Важно обсудить с ребенком его рисунок, отметить:
  - что изображено на рисунке,
  -что чувствовал ребенок, когда рисовал гнев,
  - изменилось ли его состояние, когда рисунок полностью прорисован.
Далее ребенка спрашивают, что ему хочется сделать с рисунком. Дети начинают расправляться с рисунком, зачеркивают его, разрезают, рвут, мнут и т.д., то есть «разделываются» с врагом. Часто в ходе рисования (лепки) ярости, агрессии) начинают высказывать все, что они думают по поводу своего обидчика. Не нужно мешать им, потому что чем полнее они выскажутся, тем более это будет способствовать изменению их эмоционального состояния в целом.
 

1el pravitprav mosk oblmsrmokolomnanezavisimay -300x200

Яндекс.Метрика